Мягкая сила культурной дипломатии
Как бы это странно не звучало, но роль культурной дипломатии, особенно, в эпоху конфликтов, недооценивать нельзя. Эта отрасль дипломатии используется для продвижения государственных интересов, чтобы улучшить понимание между народами и элитами. Также с помощью культурной дипломатии создаётся достойный имидж страны, что привлекает на её территорию зарубежную аудиторию.
Культура, как мягкая сила
Т. Джефферсон, прибывающий в роли посла в Париже, делал акцент на то, что, применяя культуру и искусство, можно улучшить репутацию соотечественников, тем самым обеспечив их почёт и уважение в мире. Но только через 200 лет после сказанного, роль культуры в отношениях между державами заняла соответствующую позицию. С её помощью дипломаты продвигают интересы государства и расширяют социальное и культурное сотрудничество между странами.
Сам термин «культурная дипломатия» впервые был употреблён в 30-х гг. Изначально он имел пропагандистский оттенок, с помощью которого можно было охарактеризовать советскую политику. Действительно, в период 20-30-х гг. СССР была заинтересована в поднятии своего имиджа в глазах западных стран. С помощью культурной дипломатии советское руководство привлекало зарубежные технологии и инженерно-технические кадры для решения внешнеполитических задач. В ход пускаются культурные обмены. Так, СССР посетили знаменитые философы, писатели, общественные деятели и т. д., для которых показывали страну, как положительный результат социального эксперимента. За прибывшими деятелями культуры наблюдал лично Сталин и Политбюро.
Техника гостеприимства
Культурный обмен на дипломатическом поприще породил особую технику гостеприимства. Для прибывших в обязательном порядке устраивались пышные приёмы, а также, встречи с элитой политического мира. Но самым существенным инструментом для формирования положительного имиджа страны были длительные беседы главы государства с зарубежными гостями. Техника гостеприимства имела две цели:
1. Вызвать психологическое нежелание критиковать посещаемую страну.
2. Показать только выгодный уровень жизни, который вызывает восхищение у иностранцев.
Современные цели культурной политики
1. Повысить осведомлённость о государстве.
2. Сформировать положительное представление о стране, её ценностях, что позволит с пониманием относиться к взглядам и идеям.
3. Привлечение в страну туристов и студентов.
4. Продвижение товаров за рубежом.
5. Привлечение политических союзников и инвесторов.
Если рассматривать культурную дипломатию под таким углом, то можно сказать, что она является основой публичной дипломатии государства, так как именно культура раскрывать страну с её идеями и ценностями, позволяя нации показать свою идентичность.
На культурную дипломатию влияет история страны, финансовые ресурсы, коммерческие интересы и приоритеты внешней политики.